Кен Розуол: "удар слева проще, чем вы думаете".
В 18 лет юноша из Сиднея Кен Розуол стал чемпионом Австралии. Затем он завоевал звание чемпиона Франции, чемпиона США в одиночном, парном и смешанном разрядах.
В матчах теннисистов высокого класса всегда можно видеть, что, несмотря на молниеносный темп игры, спортсмены выполняют блестящие, порой невообразимые, удары совершенно спокойно. Правда, исключительная быстрота игры в теннисе экстра-класса заставляет иногда отступать от классических образцов при выполнении отдельных ударов, но все выдающиеся игроки сходятся на том, что, если есть хотя бы ничтожный резерв времени, удары следует выполнять предельно тщательно, так как это делает их особенно результативными.
Я убежден в преимуществах классической манеры выполнения ударов и думаю, что моим успехом я обязан именно ей. Так как в физическом отношении я не обладал никакими преимуществами, мне пришлось всегда делать акцент на эффективность техники ударов. Вместе с тем это совершенно не означает, что я осуждаю какие-то индивидуальные отклонения при выполнении основных ударов. Совсем наоборот. Некоторые большие мастера обладают безупречным стилем, в котором не находят погрешностей даже самые придирчивые критики. Вместе с тем каждому из этих мастеров присущ свой, совершенно индивидуальный почерк.
В период раннего обучения теннису в Австралии большие группы подростков формируются как игроки без особо строгой программы и их не понуждают соблюдать стиль. Тренеры осознали, -что природные таланты часто заглушаются, когда молодежь обучают в плане непререкаемых предписаний и схематичной, неувлекательной тренировки. В то же время перегиб в отношении индивидуального стиля ударов тормозит прогресс игрока, если удары по-настоящему не разработаны и не разучены.
Я весьма осторожен в этих вопросах. Но все же глубоко убежден, что высокое мастерство в теннисе — это в первую очередь результат тщательной работы и подготовки. О необходимости исключительно развитой ловкости и очень быстрой «работы» ног я уже не говорю: без этих качеств подлинное совершенство невозможно.
Умение в трудный тренировочный период продуманно готовиться к сезону соревнований и укреплять свои слабые места отличает подлинных мастеров тенниса от игроков, которые никогда не смогут достигнуть их уровня. Для меня удар слева удобнее и естественнее по одной причине: я инстинктивно готовлюсь к этому удару гораздо раньше, чем к удару справа. Игрок, который готовится к удару слева заблаговременно и тренирует такой ритм подготовки в течение длительного времени, доводя его до степени рефлекторности, обязательно добьется хороших результатов. Рефлекторность является ключом к успеху. Все мы отлично представляем себе, что, как только матч начался, систематическое планирование хода игры становится почти невозможным. Даже очень быстро ориентирующиеся игроки имеют мало шансов на то, чтобы в пылу боя точно реагировать на выпады противника. Очень часто дельные тактические соображения приходят к игрокам, когда матч уже давно закончен. Поэтому единственная возможность — заранее правильно тренироваться и выработать автоматизм реакции. Большинство игроков среднего уровня считают, что удары слева гораздо труднее ударов справа, обегая чуть замедленные удары, идущие под левую руку, только для того, чтобы ударить справа. Тот, кто идет таким путем, всегда останется посредственностью.
Теннисист, стремящийся к серьезному повышению своей игры, очень скоро начинает понимать, что без уверенного удара слева ему не обойтись.
Почти все современные игроки, базирующиеся на подаче и игре с лета, концентрируют всю силу нападения под левую руку противника и, если не получают здесь должного отпора, легко добиваются победы. Поэтому удар слева не может быть только защитным, он должен стать достаточно активным и приносить очки.
Чтобы подбодрить игроков, у которых пока еще не все ладно с ударом слева, скажу, что все теннисисты мирового экстра-класса (выработавшие в себе автоматизм предварительной и точной подготовки к удару слева) единодушны в том, что удар слева удобнее и естественнее удара справа.
Сам факт невозможности хорошего удара слева, если он не был хорошо подготовлен, означает, что ошибок будет гораздо меньше, когда игрок выработает рефлекс своевременной подготовки к удару. Если ваш удар слева слаб и вы не хотите с этим примириться и остаться теннисным пустоцветом, потрудитесь над ним длительно и упорно. Вы пожнете обильный урожай.
Как только игрок видит, что мяч летит под левую руку, он должен немедленно занять правильное положение — встать боком к сетке. Ракетка заносится глубоко назад и бьет по мячу единым, непрерывным, ритмичным движением. Исключительно важно, чтобы ракетка пришла в соприкосновение с мячом в нужный момент.
Далее. Когда мяч летит под левую руку, сразу позаботьтесь о положении ног: носки должны быть обращены к боковой линии. Именно это является первым шагом для своевременного выполнения удара. Правая нога выдвигается вперед. Если из этой позиции вы сделаете замах ракетки, ваши плечо и рука произведут движение удара слева совершенно свободно, без какого-либо напряжения. Удар должен произойти, когда вы находитесь от мяча на расстоянии вытянутой руки. Очень важно правильно оценить расстояние до подлетающего мяча. О том, где точно при передвижении надо остановиться для правильного удара по мячу, подскажет опыт. Только игроки с высокоразвитым чувством мяча делают это инстинктивно. Игроки экстра-класса подбегают к мячу короткими, легкими шагами, обращая особое внимание на контроль за быстротой передвижения и равновесием тела.
Мой совет — практикуйтесь расслаблять мышцы ног, передвигаясь на цыпочках, чтобы ежесекундно быть готовым двинуться в любом необходимом направлении. И, если вы подошли к мячу чересчур близко, вспомните о необходимости побыстрее отодвинуть более близкую к нему ногу. Самое главное — свободно производить удар с замахом рукой от самого плеча, а это невозможно, когда вы слишком близки к мячу.
При ударе слева надо обращать внимание на следующее:
после того, как вы отвели ракетку, находящуюся очень близко от туловища, глубоко назад, начинайте замах, рука, поворачиваясь в локтевом суставе, постепенно полностью выпрямляется; непосредственно перед ударом переносите тяжесть тела с левой ноги на правую;
правое колено при этом несколько согнуто и напряжено: это необходимо, чтобы вложить в удар всю тяжесть тела;
при проводке ракетки после удара равновесие тела восстанавливается и игрок оказывается повернутым лицом к сетке;
при выполнении удара не наклоняйтесь назад, так как в этом случае, вероятнее всего, мяч полетит в аут.
Минимум 75% всех подач идут игрокам под левую руку. Место, где следует стоять при приеме подачи, зависит от быстроты вашей реакции и силы подачи соперника. Я не отхожу дальше задней линии и стою очень эластично, на цыпочках, чуть наклонившись вперед, готовый ежесекундно броситься вправо или влево. При второй подаче я продвигаюсь вперед на расстояние от полуметра до метра. Я считаю очень важным при замахе и проводке ракетки держать ее максимально плоско. Принимая сильно закрученную подачу, при которой мяч отскакивает высоко, головку ракетки несколько приподнимаю. Бессмысленно наклонять ее вниз, когда совершенно ясно, что мяч отскочит высоко. Иначе вам придется в самое последнее мгновение поднимать ракетку вверх, чтобы достать мяч. Вообще удар по высокому мячу слева — один из труднейших. Большинство игроков не в состоянии вложить в высокий удар слева столько же силы, сколько при ударе справа по высокому мячу.
При ударе по низкому мячу надо сгибать колени, а спину держать прямо. Но во всех случаях необходимо, чтобы головка ракетки была выше запястья, так как иначе контроль за ударом теряется.
Выбор направления, которое вы хотите придать мячу, зависит от того, в каком месте его полета вы ударите по нему. Если вы намерены отбить мяч вдоль средней линии корта, бить по нему надо несколько позднее. При косых ударах надо бить по мячу раньше. В большинстве случаев лучше всего выполнять удар, когда мяч находится на высоте правого плеча.
Удары слева производятся игроками экстракласса различно. Я почти всегда подрезаю мяч с небольшим наклоном назад от плоскости удара. В начале теннисной карьеры я бил по мячу гораздо более плоско, чем сейчас. Правда, у меня и сейчас сохранилось ощущение, что я в состоянии ударить плоско, если этого потребуют обстоятельства. Иногда я так и поступаю. Моя тактика заключается в том, чтобы правильно плассировать мячи, бить с одинаковой силой и все время стремиться к тому, чтобы поставить противника в безнадежное положение. Для верности я полагаюсь на подрезанные удары слева (слайс).
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что слайс, конечно, не то же самое, что «чоп» или «чип» — рубящие резаные удары. Это плохие удары, с которыми я не желаю иметь ничего общего. Я тренирую только слайс. А силу удар приобретает благодаря тому, что, несмотря на подрезку, я держу запястье твердо и правильно подставляю ракетку к подлетающему мячу. Немало игроков высокого класса в последние годы полагались в своих ударах слева на «чоп» и «чип». Обычно, принимая подачу под левую сторону, они отвечают «чипом», при выполнении которого делают небольшой замах и очень коротко проводят ракетку после окончания удара, немедленно выходя вперед к сетке. Так как выполняемый ими удар не очень эффективен, им приходится нападать, полагаясь на быстроту своей реакции и на игру с лета. Такая тактика более чем сомнительна.
Техника удара слева с подрезкой (слайс) предоставляет широкую возможность использовать ее в самых различных ситуациях, например, в коротком защитном ударе под небольшим углом, хотя на кортах с быстрым отскоком мяча этот удар не всегда эффективен. Но когда интуиция подсказывает целесообразность его применения и вы быстро решаетесь на это, рискнуть стоит, так как вы таким путем выбиваете противника из темпа. Однако если удар не удастся, ваше дело плохо, ибо вы даете сопернику возможность сыграть с лета и выиграть очко. Я решаюсь на укороченный удар под небольшим углом только тогда, когда мяч падает низко в середине моей стороны корта, вблизи линии подачи. В этом случае просто невозможно вернуть мяч сильным точным ударом. А если противник вышел вперед к сетке, у вас появляется хорошая возможность его обвести.
Большое преимущество получает игрок, когда он бьет по восходящему, а не по опускающемуся мячу. Я, например, принимаю мячи, идущие мне под левую руку, очень рано, причем безотносительно к покрытию корта. Применяю я игру по восходящему мячу и при ударах справа, но не с таким успехом. Совершенно очевидно, что мяч при подъеме обладает гораздо большей скоростью, чем когда он начинает опускаться. Если четко сыграть по мячу, находящемуся в высшей точке, мощь удара увеличивается, а у противника сокращается время для контрдействий. Я знаю, что для многих теннисистов-любителей игра по восходящему мячу трудна. Это происходит только потому, что они не уловили правильный момент для удара. Я рекомендую тренировать его неустанно, так как именно способность играть по восходящему мячу отличает действительно хороших игроков от посредственных.
Удар слева с передней подкруткой я позволяю себе в товарищеских встречах, но случается это настолько редко, что такие случаи могу пересчитать по пальцам. Удар с передней подкруткой — это не моя стихия.
Я воспринимаю ракетку как естественное продолжение руки. Это дает мне возможность при ударе слева выполнять боковую подрезку, или слайс, и направлять мяч, куда я хочу, — по углам или прямо вдоль средней линии — совершенно автоматически, не думая о технических мелочах.
Как ни странно, но при ударе слева мне кажется, что я лучше вижу мяч, чем при ударе справа. А как известно, видеть мяч — это основной закон в теннисе, и я даже не хочу говорить о том, как много это значит и для меня. Вместе с тем, когда приходится наблюдать игру даже сильных любителей и они просят совета или спрашивают мнение об их игре, мне почти всегда приходилось отвечать, что оба игрока недостаточно внимательно следят за мячом. Теннисист должен смотреть на мяч вплоть до момента его соприкосновения со струнной поверхностью ракетки и никогда не подвергаться искушению пораньше отвести взор от мяча для того, чтобы увидеть результат своего удара. В противном случае неизбежны неприятности.
При подготовке данного материала использована книга Поля Метцлера "Advanced Tennis".